20.05.2022
Книга В.П.Чудиновой «Развитие “наций читателей” в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики»
Эта книга была создана, чтобы ответить на вопрос, какую роль чтение играет в жизни современного человека. Что такое чтение сегодня? Надо ли его поддерживать? Какое именно чтение и как следует его поддерживать? Нужно ли это делать, если практически все мы непрерывно и много читаем новостную информацию, блоги и постыв социальных сетях? И самый большой и сложный вопрос относится к чтению книг, включая романы и научно-популярные книги. Что происходит в мире в сфере чтения, в том числе в сфере «книжного чтения»?
Современная цивилизация – это плод развития сознания образованного и культурного человека, «книжника», Homo legens – человека Читающего, ценность и роль которого была в XX веке очень высокой.Всю вторую половину XX века шел процесс интенсивного развития медиасреды, можно было наблюдать постепенное снижение роли книжной культуры, которая была заложена «галактикой Гутенберга».Развивались не только различные медиа, но и новые технологии. Этановая реальность вначале носила название «информационное общество», затем стали употребляться такие понятия, как «общество экономики знаний» и «общество знаний».
С развитием всё новых медиа ближе к концу XX века и к началу XXI века проблема поддержки чтения стала для многих развитых стран очень актуальной. Европа занялась темой изучения состояния чтения в своих странах, а также поддержкой и продвижением книги чтения на национальном уровне. Например, во Франции, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии были приняты различные программы по поддержке чтения, уже существующие центры книги и чтения усиливали свою деятельность, создавались и развивались фонды и другие общественные организации, направленные на поддержку чтения, стали проходить праздники чтения, и т.д.
Развитые страны поставили перед собой такие задачи, как изучение и осмысление данной проблемы, популяризация в обществе чтения и книги (в том числе с помощью средств массовой информации),было принято много различных мер, в частности улучшение работы библиотек разных типов, и др. Многие страны получили хорошие результаты в виде улучшения читательской грамотности, повышения в обществе интереса к чтению и книгам. В этом контексте скажем несколько слов и о нашей стране.
Много лет Россия относилась к самым читающим странам мира. Нов какой мере относится она к ним сегодня? В этой книге мы не будем рассматривать эту чрезвычайно большую и сложную тему, но отметим, что и сегодня наша страна имеет довольно образованное население, большая часть которого обладает высоким уровнем читательской грамотности, а чтение книг остается у детей, молодежи и значительной части взрослого населения привычным занятием и распространенной практикой. Но вместе с тем количество и скорость изменений в массовом чтении нарастают. Однако насколько нужно сегодня поддерживать не просто чтение текстов вообще, а именно чтение книг?
В начале XXI века в России тема поддержки чтения также стала чрезвычайно актуальной, но ее острота во многом была обусловлена процессом слома государственного строя СССР, в том числе ослабления институций, поддерживающих и продвигающих книгу и чтение.Накопилось много негативных изменений, в том числе в сфере массового чтения. В это время были проведены всероссийские социологические исследования, издатели и распространители книг предложили ряд инициатив по изменению этой ситуации. В 2006 г. была разработана и утверждена Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ. В рамках подготовки этой программы эксперты и специалисты обратились и к зарубежному опыту. Была создана уникальная книга «Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы. Сборник материалов». В ней впервые была предпринята попытка описания опыта Великобритании, России и США по продвижению чтения и развития читателя. Однако в полной мере наша национальная программа поддержки и развития чтения так и не была реализована, хотя,безусловно, она получила общественный резонанс, был принят ряд мер по поддержке и продвижению чтения в нашей стране.
Ситуация продолжала меняться, и на переднем крае этих изменений оказалось подрастающее поколение. В чтении детей и подростков накапливались значительные изменения, что зафиксировали международные сравнительные исследования в сфере образования школьников, в которых участвовала и Россия.
Результаты этих исследований привели к повышению внимания к детскому чтению в разных странах мира. Это произошло и в нашей стране. В 2016 г. была подготовлена Концепция Программы поддержки детского и юношеского чтения в России. В 2017 г. этот документ был принят, и предполагалось, что Программа станет частью новой стратегии развития информационного общества нашей страны, однако пока этого не произошло. При осмыслении идей и положений этой новой для нашей страны программы вновь возник вопрос о том,в какой мере она соотносится с мировым опытом по поддержке чтения, чем зарубежный опыт отличается от отечественного, и насколько можно использовать этот опыт в нашей стране.
Сегодня всё более актуальной становится задача более глубокого понимания проблем и процессов, происходящих в детском чтении,описания и анализа существующих тенденций. Поскольку процессы развития информационного общества являются глобальными и оказывают сильное влияние на восприятие информации новыми, «цифровыми» поколениями, перед специалистами, работающими с детьми в разных странах, стоят во многом сходные задачи.
Необходимо отметить, что теме поддержки чтения и улучшения грамотности населения сегодня уделяется большое внимание не только в развитых, но и в развивающихся странах. Главный фокус решения проблемы чтения в последние десятилетия сместился в сторону поддержки чтения подрастающего поколения.
Скачать содержание и вступление книги в формате PDF
Стоимость книги - 350 руб.
Заказы просьба присылать на адрес rusla@rusla.ru